Особенности и сравнительный анализ методов борьбы с наводнениями
Наводнения происходят ежегодно в России и по всему Миру. Стихийные бедствия происходят внезапно, а их последствия зачастую непоправимы.
Ранее для борьбы с наводнениями преимущественно использовались мешки с песком- это конечно, проверенный временем и достаточно эффективный способ, НО – для этого нужна длительная подготовка, достаточно большое количество людских ресурсов, техники (как минимум грузовики, но еще и возможно и строительная техника для погрузки), шоферов, механиков, операторов и топлива к технике, материалов и оборудования для загрузки, транспортировки к месту наводнения, выгрузки и подготовки мешков к работе. Мешки с песком достаточно тяжелые и маломобильные, требуют техники или нескольких человек для выгрузки и укладки, весят до 40-60 кг и в большинстве случаев снятие мешков и укладка их в барьер требует сил не одного а двоих работников минимум на каждый мешок. Построение защитных сооружений из мешков с песком трудозатратно, требует значительного количества времени.
Заранее имеющийся на складе в распоряжении аварийно-спасательных сил СПЗ «Тритон»- лёгкий, доступный и главное – БЫСТРЫЙ и экономически выгодный (ибо самый дорогой ресурс при наводнениях –время!) способ борьбы с наводнениями оперативно, в первом эшелоне аварийных и спасательных работ. А в вопросах сохранения жизни и минимизации ущерба скорость- важнейших критерий.
СПЗ «Тритон» имеет очень лёгкий вес мешка 150-270 гг, и может быть доставлен на место происшествия любым удобным способом транспортировки. 360 мешков «Тритон» при транспортировке – весят всего 54-98 килограмм, груз который увезет любой легковой пикап, и несколько человек за 20-30 минут могут создать из них дамбу длиной 30 метров и высотой 30 сантиметров и массой девять тонн!!
При однократной скоростной переброске вертолетом МИ-8 – по предварительным приблизительным расчетам может быть погружено до 3000 кг СПЗ, в его грузовом отсеке объемом до 400 кубических метров может уместиться до 20 000 мешков, с соответственным увеличением длины, высоты и толщины создаваемой дамбы, скажем например до барьера высотой до 60 сантиметров, двухрядного в глубину и длиной более 400 метров – что может быть достаточно как для перекрытия отдельного русла так и для защиты отдельно стоящего здания особой важности (электроподстанции ЛЭП, больницы, школы или склада нефтепродуктов и топлива или ядохимикатов, попадание которых в воду крайне нежелательно), масса же материала готовой дамбы после впитывания воды и выхода на рабочий размер составит до 500 тонн!
при этом готовых мешков с песком массой скажем, те же 35 килограмм, что наберут на месте мешки «Тритон», вертолет мог бы поднять максимум 86 по весу, если даже не учитывать их объем!
При этом будущая дамба может быть переброшена на 400 километров за два часа.
При использовании для переброски, например, АН-2 – в него войдет меньше, при меньшем объеме отсека (до 150 метров кубических) и грузоподъемности до 1500 кг он вместит по предварительным приблизительным расчетам около 7500-8000 мешков «Тритон». Но дальность перегона вырастет до 900 км за пять часов с двухрядной дамбой высотой 60 см и около длиной 170 метров.
Таким образом, при использовании для переброски сверхлегких и компактных мешков «Тритон» транспортной авиации регионального или центрального подчинения, за сотни километров от мест базирования спасательных сил может быть за считанные часы переброшен материал для быстрого создания первичной дамбы или барьерной защиты особо важных зданий именно тогда, когда время критичнее всего – на первичной стадии защитно-спасательных работ при наводнении!
Для подготовки к работе и полной активации любого мешка продукта «Тритон» достаточно 10 минут его нахождение в воде. А после использования мешок с суперабсорбентом легко утилизируется – и полностью безопасен для экологического состояния окружающей среды!
Сравнительный анализ двух способов борьбы с наводнениями
Характеристика |
Мешки с песком | СПЗ Тритон |
Хранение | Не хранятся на складах в таре или упаковке готовой для применения, необходима заготовка –для которой надо людей и технику собрать и доставить к карьеру с песком, насыпать в мешки –это требует людских ресурсов и времени | СПЗ «Тритон» хранится на складе в компактном упакованном виде до 3 лет, а в ненарушенной вакуумной упаковке – до 10 лет и всегда мгновенно готов к погрузке со склада на технику для доставки и использования. |
Логистика | Песок необходимо доставлять к месту проведения работ большим количеством грузового автотранспорта, предварительно используя технику для загрузки. Доставить песок не всегда возможно быстро к месту проведения работ –и всегда дорого по топливу, количеству транспорта и трудозатратам людей. Этот метод достаточно трудо- и материально затратный и требует достаточное время подготовки Также необходимо учитывать, что при весеннем паводке сами песчаные карьеры, обычно используемые для массовой добычи и загрузки песка тоже могут стать недоступны и малопроходимы для колесной техники – их также может подтопить паводком на территории региона. |
СПЗ «Тритон» готов к использованию после вскрытия и небольшой подготовки к работе. Коробки имеют небольшой вес, не нуждаются в грузовом автотранспорте для доставки к месту проведения работ. Большую партию коробок СПЗ «Тритон» можно доставить к месту проведения работ, любыми легкими автотранспортными средствами, а также, как ручную кладь |
Подготовка | После разгрузки песка доставленного грузовым автотранспортом, мешки необходимо наполнить, плотно связать и перенести к месту проведения работ. Для этого необходимы –ВРЕМЯ, значительные людские ресурсы (десятки рабочих, доставку в карьер, питание и оплату которых также необходимо обеспечивать ресурсами и техникой) и инструмент, что несёт за собой дополнительные трудозатраты и что особенно критично в кризисные моменты -затраты по времени! | СПЗ «Тритон» готов к использованию, полностью активируется в воде за 10 минут и укладывается одним человеком, максимум двумя. |
Вес ДО | До контакта с водой мешок с песком имеет вес 30-35 кг | До контакта с водой мешок с СПЗ «Тритон» весит (в зависимости от модификации) 270 -150 грамм, что сопоставимо с пустым мешком для песка |
Вес ПОСЛЕ | После впитывания воды мешок с песком как правило увеличивает вес до 50 кг | После впитывания СПЗ «Тритон» имеет вес около 25 кг, что требует обычно одного взрослого человека для переноски и укладки |
Возведение дамбы- размер необходимых минимально людских ресурсов и трудозатраты | Возведение дамбы (преграды) из мешков с песком требует тяжелого физического труда и достаточно больших людских ресурсов. | Возведение дамбы (преграды) из мешков с СПЗ «Тритон» может быть реализована одним или двумя-тремя людьми. Достаточно быстро возводится в герметичный барьер (преграду) |
Герметичность | Из-за своей структуры песчинки не прилегают друг к другу плотно, поэтому происходит частичное протекание (пропуск) воды в возведённой преграде | Гранулы наполнителя СПЗ «Тритон» впитывают воду в 600 раз больше своего размера, и формирует на молекулярном уровне герметичную преграду |
Утилизация | После устранения наводнения мешки с мокрым песком необходимо удалить с места проведения работ используя грузовой автотранспорт, людские ресурсы и достаточно большое количество времени топлива и денежных расходов на все это. Зачастую, использованный песок утилизируется не эффективным методом на открытых поверхностях пустырей, мешки утилизируются на мусорных свалках | После устранения наводнения мешки с СПЗ «Тритон» можно вскрыть на месте, высыпав абсорбент в воду или рассыпав его на большой поверхности без нанесения ущерба окружающей среде. Пустые мешки можно утилизировать на мусорных свалках, закопать в специально подготовленном котловане (материал мешка через некоторое время разлагается в земле без вреда для экологии) или применить по назначению для бытового использования |
Экологичность | После применения использованные мешки с песком нельзя утилизировать в специально подготовленном котловане, так как это может нанести вред экологической среде местности | После применения использованные мешки с СПЗ «Тритон» безопасны, полностью разлагаются в естественных условиях в течении нескольких месяцев без вреда для экологической среды местности |
Повторное использование | Для повторного применения песок необходимо просушить. Мешки с песком требуют достаточно большой площади хранения, в закрытом помещении, чем показывают свою низкую эффективность для дальнейшего применения в качестве преграды | Для повторного применения суперабсорбент СПЗ «Тритон» можно использовать в сельском хозяйстве как натуральный увлажнитель почвы |
Применение в солёной воде и растворах | Мешки с песком могут быть использованы для построения дамбы (преграды) в солёной воде, кальцинированной воде, хлорно-известковой воде или растворах | Мешки с суперабсорбентом СПЗ «Тритон» НЕ МОГУТ быть использованы в солёной воде, в кальцинированной воде, хлорно-известковой воде или растворах |
Производство
|
Песок, природный компонент, используется то количество, которое есть в наличии в районе происшествия или быть привезено техникой из карьера, который может быть весной в паводок часто сам подтоплен что резко осложнит производство. Может отличаться по содержанию, весу и плотности. Для использования в построении дамбы (преграды) необходима дополнительная тара |
СПЗ «Тритон»– стандартизированный продукт, имеющий стабильные характеристики, готовый к использованию сразу и не зависящий от ситуации в песчаных карьерах и наличия значительных людских, временных и транспортных ресурсов по организации производства и возможностей по переброске их в карьер в момент ЧС. |
Вывод: в большинстве ситуаций, связанных с предотвращением последствий наводнений, особенно на первом этапе немедленного реагирования, построение дамбы (преграды) с использованием СПЗ «Тритон» эффективнее, чем построение дамбы (преграды) с мешками наполненными песком, и позволяет сразу выиграть время и развернуть первичную эффективную дамбу или барьер в наиболее угражаемой зоне с помощью гораздо меньшего количества людских ресурсов и техники.
Основным различием с мешками с песком и важным разграничением области использования продукции СПЗ «Тритон» от мешков с песком является невозможность продукции СПЗ «Тритон» и низкая эффективность в солёной воде, кальцинированной воде, хлорно-известковой воде или растворах.